тел - (499) - 265 76 75 · тел/факс (499) - 763 32 82, (499) - 763 30 01      

главная    |    техинфо   |    каталог     |    выбор аксессуаров    |    луки BowTech    форум

МЫ НЕ ПРОСТО ПРОДАЕМ ЛУКИ – МЫ САМИ СТРЕЛЯЕМ ИЗ НИХ!

АРАБСКИЙ ТРАКТАТ ПО СТРЕЛЬБЕ ИЗ ЛУКА ДАТИРУЕМЫЙ ПРИМЕРНО 1400-М ГОДОМ
ОСНОВЫ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ЛУКА ДЛЯ НОВИЧКОВ

Глава 1

Введение Автора

 

Стрельба из лука - религиозное обязательство, установленное в Коране на основе собственного объяснения Махаммада в суре VIII, 62, где слово quwwah ('сила') использовано применительно к стрельбе из лука. Пророк, кроме того, сам был лучником и обладал тремя луками. Он убеждал его общину заниматься верховой ездой и стрельбой из лука отдавая предпочтение последнему, определяя стрельбу из лука как - fard kifayah (то есть религиозное обязательство, возлагаемое не на каждого человека, а на сообщество). Когда его последователи участвовали в соревнованиях по стрельбе из лука, Пророк имел обыкновение следить и поддерживать одну или другую из соревнующихся сторон 93a-4b).

Некоторые авторы утверждают, что Адам, будучи изгнанным из рая, был вынужден выращивать зерно. Две птицы съели то, что он посеял, и он пожаловался Богу, который послал Джабраила с луком, тетивой и двумя стрелами. В ответ на вопрос, что это такое, Джабраил объяснил, что лук - это сила (quwwah) Бога, тетива - энергия (shiddah) Бога, и стрелы – это наказание посланное (nikayah) Богом. Джабраил научил Адама стрелять, и тот убил птиц. Знание стрельбы из лука перешло Абрахаму, Ишмаэлю и Исааку, и стрельба из лука стала наследством, предаваемым от этих прославленных предков (4b-5b).

Есть подлинное утверждение Пророка, что бросить стрельбу из лука после изучения этого искусства – это грех. Есть, кроме того, многочисленные высказывания Пророка, в которых он рекомендует стрельбу из лука. Сам он имел обыкновение проповедовать, опираясь на луке, и полагал, что нет лучшего оружия. У Джабраила был арабский лук в день сражения при Uhud (битва между Махамадом и племенем Quraysh на север Медины, в марте 625 г.). Превосходство лука - предмет многих поучений Пророка, которые слишком многочисленны для включения в этот трактат (5b-9b).

 

Автор продолжает далее:

Так как стрельба из лука и верховая езда предписываются подлинным указанием Пророка непосредственно, и поскольку не известно ни о каком трактате какого-нибудь автора прошлого по стрельбе верхом, я чувствовал, что необходимо использовать превосходные достижения стрельбы из лука и верховой езды в отдельной работе объединяющей два этих искусства. Моей целью было выполнить веление Бога и Его Пророка и помочь моим мусульманским братьям, которые объединены в Святой войне. Я смог это сделать только благодаря знаниям, данным мне Всемогущим Богом, за долгие годы кропотливых усилий и в попытках приблизиться к тайнам первостепенных и вторичных приемов стрельбы из лука как разъяснено во время оно мужами доброй славы и доблести, кто был оценен знатоками своего времени. Поэтому я написал краткую и поучительную поэму, которая развивает и включает в себя, обучение таким первичным и вторичным основам стрельбы из лука, которые необходимы для самого ясного представления теории и практики искусства стрельбы из лука и для пехоты и для конницы. Когда моя поэма была закончена и стала основной всесторонней работой посвященной этому искусству и полным, прекрасным, и полезным источником знаний, достойным служить искусству стрельбы, я решил добавить комментарии и сформулировать некоторые принципы, не изложенные изначально и ввести новые разделения, чтобы сделать содержание поэмы завершенным и объяснить трудные моменты. Таким образом, моим намерением было объяснить специальные выражения и пролить свет на намеки, так, чтобы исключительность содержания моего труда могла бы быть воспринята тем, кто будет искать их. Пусть Бог, поэтому, благословит любого человека, который доброжелательно отнесется к моему труду и исправит любые недостатки, которые он может содержать!... Чтобы выполнить мою задачу, я удалился от мира и, вдали от моей родины, не умея красиво слагать слова из-за моего варварского арабского языка, написал эту поэму.

рисунок 1. арабские определения частей лука

рисунок 2. конструкция плеча лука с рогом

рисунок 3. рукоятка лука

ГЛАВА 2

 

Фундамент стрельбы из лука

 

Успешная стрельба основывается на меткости, смертоносности, возможности поражать с большого расстояния, способности стрелять быстро, и способности защитить себя.

Эти пять понятий являются столбами (arkan) на которых стоит стрельба из лука, и настоящий лучник это тот, кто владеет этими качествами в полной мере.

Они взаимозависимы в той же мере, что и пять составляющих элементов  жизненно важных для стрельбы из лука взаимозависимы, поименно: лук, тетива, стрела, кольцо и лучник. Что это значит ясно из дальнейшего объяснения. Будет ли толк от стрелы, попадающей в цель, но не поражающей ее. Обратное столь же бессмысленно, если стрела несет разрушение, но не достигает цели. Если же стрела в равной мере правильна и в попадании в цель и в способности поразить ее, но лучник не может защитить себя от врага, последний может убить его. И снова, если меткость, смертоносность стрелы, и умение создать правильную защиту будут присутствовать, но скорость стрельбы будет недостаточной, противник стрелка очень вероятно обратится в бегство, и  ускользнет от него из-за его медлительности в стрельбе. И, наконец, хотя стрельба будет удовлетворять всем четырем требованиям, но лучник не сможет держать дистанцию до врага, его противник сможет, вероятно, незаметно убить его.

Фактически только благодаря тому, что лук используется с большого расстояния, он стал считаться самым высоким среди других видов оружия. Поэтому, чем больше дистанция, на которой лучник способен поражать цель, тем больший урон он может нанести врагу, с меньшим риском для себя.

Глава 3

O луках

 

Хотя существует много видов луков, по сути их всего два: лук (qaws yad)  и самострел (qaws rijl). (обратим внимание, что в оригинале слово «лук» присутствует в обоих терминах, отсюда и, непонятная для русского языка классификация*)

 I

Есть много видов луков. Есть старый Бедуинский арабский лук, который обычно изготавливают из nab' (Grewia poplifolia) а также из shawhat, что тоже самое, что и murran (Cornus mas). Этот лук мог быть изготовлен из одной планки или из двух соединенных вместе. Как сказал древний арабский поэт:

«Я стреляю из лука, сделанного из одной ветки и длиной три локтя и один палец.»

Оседлые арабы, с другой стороны, добавляли сухожилия на спинку их лука (yu'aqqibuna zuhuraha) и часто выклеивали внутреннюю сторону козьим рогом. Специфически для благородного Хейаза, у этих луков никогда не делали siyahs а так же фигурную рукоятку (maqabid).

 Есть еще промежуточный лук (wasitiyyah), который делается из рога, дерева, сухожилий и клея Он имеет такое название, потому что он занимает промежуточную позицию между луком Хейаз и персидским луком. Арабы еще называют его munfasilah ("тот где разные элементы соответствуют целому").

 Хоросанцы придерживаются правила, что нижний siyah должен быть в одну шестую часть от ламинированной части лука, верхний siyah длиннее на длину мизинца если согнуть его в первой фаланге. Рабочая часть верхнего плеча, в таком случае, будет равна плечу лучника, а нижнего, равно предплечию.

 Турки персы и иракцы со своей стороны согласны в том, что чем длиннее siyahs и короче плечи, чем жестче and slender рукоятка, тем лучше броскость лука (atrad li-s-sahm). Лучшая броскость в частности достигается тонким луком (то что называется луком для стрельбы на дальность), в котором плечи сильно загибаются навстречу, а рукоятка короткая.

 Лучший и наиболее удобный лук это композитный лук из дерева, сухожилий, рога и клея. Его сложносоставное устройство демонстрирует нам глубокую мудрость и превосходство и высочайшее мастерство, поскольку он является достижением цивилизации и имеет строение подобное человеческому телу. Поскольку так же как человек состоит из четырех элементов – кость, плоть, артерии и кровь, так и композитный лук устроен подобно. Поскольку здесь дерево соответствует костям человека, рог соответствует плоти, сухожилия - артериям, которые подобным же образом пронизывают все его тело, как и сухожилия, протянуты вдоль всего лука. Клей же, подобно крови, связывает все части во-едино. Как у человека у лука есть лицо и спина и он, как и человек сгибается вперед. Когда лук пытаются изгибать в сторону спины, он ломается, как и человеческое тело.

 Знатоки в лучном деле согласны, что в наше время лучшие луки такого типа производятся в Сирии, и лучшие из них являются превосходнейшим оружием известным как «превосходный» (fahlah), будучи произведениями наиболее высоко ценимых мастеров искусных в изготовлении луков (ustadin). Это потому, что они обладают силой, мощью и быстротой (as-sur'ah fi d-dawaran), гибкостью, долгой службой, устойчивостью характеристик. Более того, они красивы и элегантны. У них мягкая и комфортная тяга, они легкие и удобные для руки. Они стреляют дальше и способны пускать более смертоносные стрелы (anka sihaman), чем любой другой лук. Это истина, с которой не станет спорить никто кроме разве что те, кто не являются лучниками, пробовавшими луки такого типа или теми, кому не довелось попробовать хороший экземпляр. Если же кому достался такой лук, лучник должен хорошо заботиться о нем.

 Настоящий мастер – это человек имеющий опыт владения самой сутью своей профессии. Кроме того во всех вещах свойства являются основой. Это в частности справедливо для искусства изготовления луков, поскольку конструирование формы лука требует больше знания предмета, чем что-либо другое, если нужно получить действительно хорошее оружие. Изготовление лука так же требует больше терпения, потому что лук не может быть завершен менее чем за один год. Осень должна быть посвящена подготовке деревянной основы (al-khashab), с другой стороны, для обработки и подгонки рога (al-liham). Зима является временем для изгибания и придания формы (al-hazm wa-r-raf), затем, в начале весны, укладывают сухожилия (tarkib al-'aqab). Потом, летом, на еще не завершенный лук (kham), надевают тетиву и выравнивают его изгиб в соответствии с необходимостью (layyuha halqatan). После этого лук одевают в бересту и красят (at'tarwiz wa-d-dihan).

 Согласно общему мнению мастеров с опытом обращения с оружием, будь они саадачниками или стрелками, длина лука такого типа взятая от уха до уха должна составлять один  локоть и две трети локтя (50,2 дюйма), где единица измерения это плотницкий локоть, который не имеет вариантов, но является единой мерой во всем мусульманском мире.

 Измерение длины лука должно выражаться в следующих величинах: верхний dustar (d. al-yad)должен быть в половину и одну восьмую локтя (16,36 дюйма) а нижний dustar (d. Ar-rijl) однутреть и одну четверть локтя  и половину кирата (15,82 дюйма), рукоятка должна быть в одну восьмую и половину одной восьмой локтя (4,91 дюйма) и бать широкой, не скругленной (то есть, по-видимому в поперечном сечении овальная или эллиптическая), так что она не может проворачиваться в руке, и более того, для обеспечения удобного захвата пальцами, должна быть scooped по сторонам (рисунок 6), длина верхнего siyah должна быть в одну четверть локтя (6,55 дюйма), нижнего siyah – на одну четверть кирата меньше (0,28 дюйма). Говорят, что, как растущая ветка, самая толстая часть плеча должна быть у рукоятки. Оно должно утоньшаться до самой тонкой части у конца siyah. Верхнее плечо должно быть немного толще нижнего, и, в отличие от последнего, не быть ослабленным сокращением( поскольку плечи разной длины, нижнее должно быть слегка слабее, чтобы оба изгибались одинаково при натягивании лука). Длина лука, описанная здесь, соответствует для действительно среднего человека и совершенно среднего роста, какие есть в наше время. Некоторые люди, однако используют короткие siyah и более длинные упругие плечи. В таком случае необходимая длина верхнего siyah будет одна шестая локтя и один с четвертью кират (5,72 дюйма), нижний siyah будет пять киртов точно (5,45 дюйма) верхний dustаr будет равен половине и одной восьмой кубита и четверти и восьмой доле кирата (16,4 дюйма) amounting to one-third of the bow. Нижний dustar будет равен одной трети и четверти кубита и половине с четвертью и одной восьмой кирата (16,23 дюйма)

 Луки для дальней стрельбы (qisiyy as-sabq) должны иметь короткие упругие части плечей, длинные жесткие части, и сильный обратный выгиб (sur'at at-tarjih). Накидывают тетиву на них таким образом, сначала надо выпрямить изгиб жестких частей и dustar каждого плеча (то есть разгибая siyahs из выгнутого положения) и потом надо согнуть одинаково на один угол оба плеча посередине. На каждые 10 ротлей силы лука (40,7 фунтов) должно быть использовано по одному дирхаму шелка для тетивы (47,6 г.). Шелк должен быть новым, необработанным, крученым, тогда он будет очень прочным. Вот что мы знаем по этой теме.

II

 Арбалеты – это другой тип. У франков например есть jarkh, у магребов - laqshah, у персов и турков - zanburak  а у мусульман - banduq. Арбалеты этого типа (может быть имеется в виду последнего типа, в тексте не ясно) наиболее приемлемы для сухопутных войск. Для морских операций наоборот наиболее подходит тот тип арбалета, который делается из  тиса  (taqs). Плечи для него делаются из двух противолежащих планок (то есть, по-видимому, одна из двух половин, разделенных вдоль, обработана, перевернута и присоединена к другой) и они должны быть из самшита или апельсина.

 На западе (в северной Африке и мусульманской Испании) арбалеты являются любимым оружием. Но те, кто владеет луком, все-таки их превосходят. Мое мнение, что в подвижном конном сражении, в пустыне, в походе, лук лучше и удобнее для применения, хотя в крепости, при осадах, на кораблях – мощь арбалетов дает большое преимущество.

III

 Первое, на что должен обратить внимание лучник в своем луке – рукоятка (al-qabdah). Главное в ней, чтобы она точно подходила к руке и не была ни слишком большой, ни слишком маленькой. Пробуя рукоятку, надо сжать ее всей кистью и всеми пальцами, оттягивая мясо кисти от основания пальцев к центру ладони. Нужно проверить при этом, касаются ли кончики пальцев основания ладони. Если касаются, то рукоятка слишком тонка для руки. Если же остается расстояние в пол толщины пальца, то рукоятка как раз подходит. Более толстая или тонкая рукоятка не годится, так как тонкая рукоятка будет проворачиваться при натягивании лука и лучник не сможет стрелять хорошо.

 Если так случилось, что у лучника нет выбора, и есть только лук со слишком тонкой рукояткой, он может увеличить ее толщину добавлением специально вырезанной кожи по размеру и толщине, чтобы рукоятка подходила руке. При жаркой погоде или потеющих руках, кожаные накладки особенно удобны.

 Что касается силы лука, то специалисты в луке сходятся во мнении, что искусство лучника зависит от возможности лучника использовать лук в пределах его возможностей и силы. В древности лучники говорили только о таких свойствах и различиях, которые они определяли как технику, и группирование стрел, без каких либо упоминаний ни словом о силе лука. Тем не менее, говорят, что нельзя стрелять из лука, если он не уступает в мощности самому лучнику. И никогда не стреляют из лука даже чуть-чуть слишком сильного для лучника, чтобы не раскрыть ошибки и неправильную работу, способную причинить вред его стрельбе и дать преимущества его противникам, без осознания им этого факта.

НАВЕДИТЕ КУРСОР ДЛЯ ПРОСМОТРА

следующая глава к началу страницы к "секретам" на главную



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2006. ARCOclub. All rights reserved.